29 апреля 1918 года Центральной Радой была принята конституция Украинской народной республики.

Неофициально

Устав о Государственном устройстве, права и вольности УНР

I. Общие постановления

1. Восстановив свое государственное право как  Украинская  Народная  Республика , Украина для лучшей обороны своего края, для более надёжного обеспечения права и охраны вольностей, культуры и благосостояния своих граждан провозгласила себя и ныне есть государством суверенным, самостоятельным и ни от кого не зависимым.

2. Суверенное право в  Украинской  Народной  Республике принадлежит народу Украины, то есть гражданам  Украинской  Народной  Республики всем вместе.

3. Это свое суверенное право народ осуществляет через Всенародные сборы Украины.

4. Территория  Украинской  Народной  Республики неделима, и без согласия Всенародного собрания 2/3 голосов присутствующих членов не может состояться никакое изменение в границах Республики или в правногосударственных отношениях какой-либо территории к Республике.

5. Не поднимая единой своей власти,  Украинская  Народная  Республика предоставляет своим землям, волостям и общинам права широкого самоуправления, соблюдая принцип децентрализации.

6. Нациям Украины  Украинская  Народная  Республика дает право на упорядочение своих культурных прав в национальных союзах.

II. Права Граждан Украины

7. Гражданином  Украинской  Народной  Республики считается каждое лицо, которое это право приобрело порядком, приписанным законами  Украинской  Народной  Республики .

8. Гражданин  Украинской  Народной  Республики не может быть одновременно гражданином другого государства.

9. Гражданин  Украинской  Народной  Республики может сложить из себя общественные права заявлением к Правительству  Украинской  Народной  Республики с сокрытием приписанного законом порядка.

10. Лишить гражданских прав гражданина  Украинской  Народной  Республики может только постановление суда Республики.

11. Актовая, гражданская и политическая правомочность гражданина  Украинской  Народной  Республики начинается с 20  лет . Никакой разницы в правах и обязанностях между мужчиной и женщиной право  Украинской  Народной  Республики не знает.

12. Граждане в  Украинской  Народной  Республике равны в своих общественных и политических правах. Рождение, вера, национальность, образование, имущество, налогообложение не дают никаких привилегий в них. Никакие титулы в актах и делопроизводстве  Украинской  Народной  Республики употребляться не могут.

13. Гражданин  Украинской  Народной  Республики и никто другой не может быть задержан на территории ее без судебного приказа иначе, как на горячем поступке. Но и в таком случае он должен быть выпущен не позднее, как через 24 часа, если суд не установит какого-либо способ его задержания.

14. Гражданин  Украинской  Народной  Республики и никто другой на территории ее не может быть наказан смертью, ни отдан каким-либо наказаниям по телу или другим актам, которые понижают человеческое достоинство, ни подпасть под конфискацию имущества как наказание.

15. Домашнее огнище назначается неприкосновенным. Никакая ревизия не может состояться без судебного приказа. В наглых случаях могут органы правной охраны нарушить неприкосновенность и без судебного приказа; однако и в том случае должны быть по желанию гражданина доставлен судебный приказ не позже, чем на протяжении сорока восьми часов после совершения ревизии.

16. Устанавливается письменная тайна. Органам государственной власти ни свободно открывать письма без судебного приказа иначе, чем в случаях, законом обозначенных.

17. Гражданин  Украинской  Народной  Республики , никто другой на территории не может быть ограничен в правах слова, печати, совесть, организации забастовки, поскольку он не переступает при том постановлений уголовного права.

18. Каждый гражданин Республики и все другие на ее территории имеют полную свободу перемены места пребывания.

19. Постановления §§ 14, 16, 17, 18 и 19 не затрагивают нормирования специальными законами исключительного состояния, которое можно устанавливать лишь каждый раз отдельным законом согласно § 71-76.

20. Лишь граждане  Украинской  Народной  Республики пользуются всей полнотой гражданских и политических прав, принимают участие в управлении государственным и местным жизням через активное и пассивное участие в выборах в законодательные учреждения и органы местного самоуправления.

21. Активное и пассивное право участия в выборах как в законодательные органы Республики, так и во все избирательные органы местного и общественного самоуправления имеют все граждане Республики, если им ко дню исполнения избирательного акта исполнится двадцать лет. Исключения составляют признанные законом безумными, или сумасшедшими, которые находятся под опекой. Какие уголовные преступления влекут лишение избирательного права, о том решает Всенародное собрание обычным законодательным порядком. Никаких других ограничений выборного права не может быть. Отдельные постановления о правах гражданства нормирует специальный закон.

IIІ. Органы власти  Украинской  Народной  Республики 

22. Всякая власть в  Украинской  Народной  Республике происходит от народа, а осуществляется в порядке, установленном этим уставом.

23. Верховным органом власти  Украинской  Народной  Республики является всенародное собрание, которое непосредственно осуществляет высшую законодательную власть в  Украинской  Народной  Республике и формирует вышестоящие органы исполнительной и судебной власти  Украинской  Народной  Республики .

24. Высшая власть исполнительная в  Украинской  Народной  Республике принадлежит Раде Народных Министров.

25. Вышестоящим органом судебным является Генеральный суд  Украинской  Народной  Республики .

26. Всякого рода делами местными управляют выборные совет и управы общин, волостей и земель. Им принадлежит единая непосредственная местная власть. Министры  Украинской  Народной  Республики только контролируют и координируют их деятельность (§ 46), непосредственно и через определенных ими членов правительства, не вмешиваясь в дела, тем советам и управам предназначенные, а всякие споры в этих делах решает Суд  Украинской  Народной  Республики (§ 59 и 62).

V. Всенародное собрание  Украинской  Народной  Республики 

27. Всенародное собрание выбиралось общим, равным, непосредственным, тайным и пропорциональным голосованием всех, кто пользуется общественным правом на Украине и в них по закону не ограниченный.

28. Выборы должны быть упорядочены так, чтобы один депутат приходился приблизительно на 100 тысяч людности и чтобы при выборах никто не имел второго голоса. Во всем другом правила выборов Всенародное собрание устанавливает законом.

29. Депутатом может быть избран каждый не ограниченный в своих правах гражданин  Украинской  Народной  Республики , которому исполнилось 20  лет . Он не может быть притянут к ответственности за свою политическую деятельность. Во время выполнения своих депутатских обязанностей он получает жалованье в высоте и в порядке, установленных Всенародным собранием.

30. Поверка выборов принадлежит Суду  Украинской  Народной  Республики . Свои решения в этих делах он передает Всенародному собранию. Признание мандатов неправовыми и ликвидация выборов и определение на место их новых выборов принадлежит Всенародному собранию.

31. Депутаты во всенародное собрание выбираются на три года. После трёх лет со дня выборов они теряют свою силу, если Собрание не было распущено и заменено новым преждевременно.

32. Преждевременно Всенародное собрание распускается их же постановлением, а также волей народа, выявленной не менее чем тремя миллионами избирателей – писанными заявлениями, переданными через общины Суду, который по проверке правомочности, сообщает об этом домогательстве Всенародному собранию.

33. Новые выборы по постановлению Всенародного собрания расписывает исполнительная власть. Всенародное собрание теряет своё полновластие со дня передачи ее новоизбранному Всенародному собранию. Между постановлением о расписании выборов и созывом нового Всенародного собрания не может пройти более чем три месяца.

34. Созывает Всенародное собрание и ведет его Глава их, избранный Всенародным собранием. Новое Всенародное собрание созывает и открывает их Глава, избранный предыдущим Всенародным собранием. Правительство Главы длится все время, пока не будет созвано новое Собрание и ими выбранный новый Глава. Заменяет его заместитель, выбранный Собранием на случай смерти или тяжелой болезни, до выбора нового Главы.

35. Глава Всенародного собрания, как их представитель, именем Республики исполняет все обязанности, связанные с представительством Республики.

36. В помощь Главе в делах, перечисленных в § 32-33, Всенародным собранием выбираются ему товарищи, в количестве, которое установит Всенародное собрание. Один из них выбирается заместителем Председателя.

37. Всенародное собрание собирается на сессию не менее чем два раза каждый год. Перерыв между сессиями не может быть больше 3 месяцев. На предложение, внесенное 1/5 депутатов, Всенародное собрание должно быть созванно не позже месяца от его получения Главой.

38. Для правомочности решений Всенародных сборов необходимо присутствие более чем половины депутатов. Все дела решаются обычным большинством присутствующих. Только отдельные территории, изменения Конституции, провозглашение войны и отдача под следствие и суд министров решаются специальным большинством.

39. Законодательные проекты вносятся на рассмотрение Всенародного собрания:

а) президиумом в согласии с Советом старшин Собрания;

б) одиночными фракциями, зарегистрированным Всенародным собранием;

в) отдельными депутатами, числом не менее 30;

г) Советом  Народных Министров  Украинской  Народной  Республики ;

д) органами самоуправления, которые объединяют не менее 100 тысяч избирателей;

е) непосредственно избирателями – гражданами республики в числе не менее 100 тыс. писаными заявлениями, подтверждёнными через общины и представленными Суду, который, по проверке их правомочности, передает все предложение Главе Всенародного собрания.

40. Законодательные проекты, внесенные указанным в § 39 порядком, передаются президиумом Всенародного собрания к Комиссии и после доклада Комиссии принимаются окончательно Всенародным собранием. Законодательные проекты, внесенные не по инициативе Рады  Народных Министров, вместе с внесением к Президиуму Всенародного собрания подаются в известные Рады  Народных Министров.

41. Законодательные проекты, внесенные, а не принятые в одной сессии, могут прийти под постановление новой сессии, но не могут переходить под постановление Всенародного собрания нового состава (после новых выборов).

42. Внесения об изменении  Конституции вносятся и проходят тем же порядком, указанным в § 39-41, но для постановления их нужно 3/5 присутствующих депутатов, а постановление становится правомочным только тогда, когда это постановление буде возобновлено обычным большинством Всенародным собранием в новом составе, после ближайших новых выборов. Во всем другом на указанном Конституцией порядок и деятельность Всенародного собрания нормируется приказом, который Всенародное собрание постановляет и изменяет в обычном порядке.

43. Законы и постановления Всенародного собрания разпубликовуются ими как выемки из протоколов их заседаний, по подписи Главы (или его товарища) и одного из секретарей Всенародного собрания. Обязывают они со дня получения их в местных учреждениях, поскольку не постановлено иначе в самом законе.

44. Без постановления Всенародного собрания не могут собираться никакие налоги.

45. Без постановления Всенародного собрания не могут быть сделанные на счет  Украинской  Народной  Республики никакие займы ни вообще какие-либо обложения государственного имущества.

46. Граждане Украины не могут быть призваны к обязательной военной или милицейской службе иначе, чем постановлением Всенародного собрания Украины.

Война не может быть провозглашена, ни согласие не может быть заключено от лица  Украинской  Народной  Республики без постановления Всенародного собрания. Для провозглашения войны необходимы постановления двух третей присутствующих членов Всенародного собрания.

Всенародное собрание утверждает трактаты политические и экономические, что укладываются именем  Украинской  Народной  Республики .

Всенародное собрание устанавливает единицы меры, весы и монеты  Украинской  Народной  Республики .

VI. О Совете  Народных Министров  Украинской  Народной  Республики 

46. Как высшая исполнительная власть  Украинской  Народной  Республики (§ 22) Совет  Народных Министров ее руководит всеми делами, которые остаются вне границ деятельности учреждений местной самоуправы (§ 24), или касаются целой  Украинской  Народной  Республики , координирует и контролирует деятельность этих учреждений, не превышаю законом установленных компетенций их, и приходит им в помощь, когда они к нему обращаются.

47. Совет Народных Министров получает своё полновластие от Всенародного собрания и только перед ними отвечает.

48. Формирует Совет Народных Министров Глава Всенародного собрания по согласию с Советом старшин Собрания, и потом Совет Народных Министров подается на утверждение Всенародному собранию.

49. Тем самым способом делается частичное дополнение Рады Народных Министров.

50. Число членов Кабинета и специализацию их портфелей устанавливает Всенародное собрание.

51. Каждый депутат Всенародного собрания имеет право задавать вопрос Кабинету в целом или одиночным его членам, произнося вопрос через Президиум Всенародного собрания.

52. Фракции Всенародного собрания и депутаты, в числе не менее 15, могут ставить Раде  Народных Министров или одиночным ее членам желания прояснений, порядком § 57…* Когда Всенародные сборы большинством голосов поддержат такое желание, министры не позже семи дней должны на эти желания дать объяснения во Всенародном собрании  Украинской  Народной  Республики – сами или через своих представителей.

53. Член Рады  Народных Министров, которому большинство Всенародного собрания  Украинской  Народной  Республики выскажет недоверие, снимает с себя полновластие, через 24 часа после этого Всенародное собрание может приступить к замещению его способом, указанным в § 40. То самое понимается о целом Совете Народных Министров, когда ему будет высказано недоверие в сохранности.

54. Постановлением 2/3 Всенародного собрания члены Рады Народных Министров могут быть отданы под следствие и суд за свою деятельность.

55. Члены Кабинета имеют право принимать участие в дебатах Всенародного собрания с голосом совещательным. Члены Всенародного собрания во время своего пребывания в составе Рады Народных Министров тоже имеют только совещательный голос.

VII. Суд  Украинской  Народной  Республики 

56. Суд в  Украинской  Народной  Республике происходит именем ее.

57. Прослушивания в суде должны быть привселюдными и устноми.

58. Судебная власть в рамках гражданского, уголовного и административного законодательства осуществляется исключительно судебными учреждениями.

59. Судебных решений не могут изменить ни законодательные, ни административные органы власти.

60. В каких случаях административные органы могут накладывать и исполнять наказания – о том решает исключительно закон.

61. Суд для всех граждан Республики один и тот же, не исключая и членов Всенародного собрания и членов Рады Народных Министров с сокрытием при этом постановлений §§ этого закона.

62. Высочайшим Судом  Республики является «Генеральный Суд  Украинской  Народной  Республики », состоящий из коллегии, выбранных Всенародным собранием на протяжении пяти  лет .

63. Генеральный суд является высочайшей кассационной инстанцией для всех судов Республики и не может быть судом первой и второй инстанции и иметь функции административной власти.

64. Во всем другом организация и компетенция судов и лица – и вещевой принадлежности судебной устанавливает законом.

VIII Национальные союзы

ІХ. О временном прекращении общественных свобод

71. В случае государственной конечности (во время войны или внутренних неспокойствий) могут гражданские свободы быть частично ограничены, частично прекращены.

72. Какие гражданские свободы и в какой мере должны быть тогда прекращены, должен определить специальный закон, выданный в обычном порядке.

73. Заведение временного прекращения общественных свобод или их ограничение в случаях и границах, предвиденных упомянутыми в §…*** законами, постановляет Всенародное собрание.

74. Когда Всенародное собрание не собрано, может прекратить временно гражданские свободы Совет Народных Министров на собственную ответственность, с обязанностью предложить этот свой распорядок на первое заседание ближайшей сессии Всенародного собрания.

75. Прекращение гражданских свобод не может длиться дольше чем три месяца, и продолжения тогда должно постановить Всенародное собрание.

Киев 1918 г. 29 апреля