КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) УКРАИНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета Украинской ССР девятого созыва 20 апреля 1978 года)

 

I. Основы общественного строя и политики Украинской ССР

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Украинская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.

Статья 2. Вся власть в Украинской ССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Украинской ССР.

Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Украинской ССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.

Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: всё более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

Глава 2. Экономическая система

Статья 10. Основу, экономической системы Украинской ССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.

Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения.

Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.

Статья 11. Государственная собственность – общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.

Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.

Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Статья 13. Основу личной собственности граждан Украинской ССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.

В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.

Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.

В соответствии с принципом социализма "От каждого – по способностям, каждому – по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.

Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.

Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме – наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.

Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.

Статья 16. Экономика Украинской ССР является составной частью единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.

Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

Статья 17. В Украинской ССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.

Статья 18. В интересах нынешнего и будущих поколений в Украинской ССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

Глава 3. Социальное развитие и культура

Статья 19. Социальную основу Украинской ССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

Государство способствует усилению социальной однородности общества – стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.

Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.

Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.

Статья 22. В Украинской ССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел в благоустроенные поселки.

Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.

В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.

Статья 24. В Украинской ССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.

Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.

Статья 25. В Украинской ССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.

Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.

Статья 27. Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.

В Украинской ССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.

Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

Статья 28. Украинская ССР во внешнеполитической деятельности руководствуется целями, задачами и принципами внешней политики, определенными Конституцией СССР.

В Украинской ССР пропаганда войны запрещается.

Статья 29. В соответствии с Конституцией СССР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.

Долг Вооруженных Сил СССР перед народом — надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.

Статья 30. Украинская ССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.

Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.

II. Государство и личность

Глава 5. Гражданство Украинской ССР. Равноправие граждан

Статья 31. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Украинской ССР является гражданином СССР.

Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.

Граждане других союзных республик пользуются на территории Украинской ССР одинаковыми правами с гражданами Украинской ССР.

Граждане Украинской ССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Статья 32. Граждане Украинской ССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Равноправие граждан Украинской ССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Статья 33. Женщина и мужчина имеют в Украинской ССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.

Статья 34. Граждане Украинской ССР различных рас и национальностей имеют равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения — наказываются по закону.

Статья 35. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Украинской ССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Находящиеся на территории Украинской ССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию Украинской ССР и соблюдать советские законы.

Статья 36. Украинская ССР предоставляет право убежища иностранцам, преследуемым за защиту интересов трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально-освободительном движении, за прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность.

Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан Украинской ССР

Статья 37. Граждане Украинской ССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией Украинской ССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

Статья 38. Граждане Украинской ССР имеют право на труд, – то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, – включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Статья 39. Граждане Украинской ССР имеют право на отдых.

Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.

Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.

Статья 40. Граждане Украинской ССР имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Статья 41. Граждане Украинской ССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потеря кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.

Статья 42. Граждане Украинской ССР имеют право на жилище.

Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Украинской ССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Статья 43. Граждане Украинской ССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

Статья 44. Граждане Украинской ССР имеют право на пользование достижениями культуры.

Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Статья 45. Гражданам Украинской ССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.

Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.

Статья 46. Граждане Украинской ССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.

Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Статья 47. Каждый гражданин Украинской ССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.

Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.

Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.

Статья 48. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Украинской ССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.

Статья 49. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане Украинской ССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.

Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.

Статья 50. Гражданам Украинской ССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.

Церковь в Украинской ССР отделена от государства и школа – от церкви.

Статья 51. Семья находится под защитой государства.

Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.

Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.

Статья 52. Гражданам Украинской ССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.

Статья 53. Гражданам Украинской ССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.

Статья 54. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняется законом.

Статья 55. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан – обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

Граждане Украинской ССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

Статья 56. Граждане Украинской ССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.

Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.

Граждане Украинской ССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 57. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.

Гражданин Украинской ССР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию Украинской ССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.

Статья 58. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Украинской ССР – добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.

Статья 59. Гражданин Украинской ССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Украинской ССР – бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.

Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.

Статья 60. Гражданин Украинской ССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.

Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Украинской ССР.

Измена Родине – тягчайшее преступление перед народом.

Статья 61. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР – почетная обязанность граждан Украинской ССР.

Статья 62. Долг каждого гражданина Украинской ССР – уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.

Статья 63. Гражданин Украинской ССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.

Статья 64. Граждане Украинской ССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Статья 65. Граждане Украинской ССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

Статья 66. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей – долг и обязанность граждан Украинской ССР.

Статья 67. Интернациональный долг гражданина Украинской ССР – содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.

III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Украинской ССР

Глава 7. Украинская ССР – союзная республика в составе СССР

Статья 68. Украинская Советская Социалистическая Республика – суверенное советское социалистическое государство. В целях успешного строительства коммунистического общества, укрепления экономического и политического единства, обеспечения безопасности и обороны страны Украинская Советская Социалистическая Республика в результате свободного самоопределения ее народа, на основе добровольности и равноправия вместе с Советскими Социалистическими Республиками: Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой, Белорусской Советской Социалистической Республикой, Узбекской Советской Социалистической Республикой, Казахской Советской Социалистической Республикой, Грузинской Советской Социалистической Республикой, Азербайджанской Советской Социалистической Республикой, Литовской Советской Социалистической Республикой, Молдавской Советской Социалистической Республикой, Латвийской Советской Социалистической Республикой, Киргизской Советской Социалистической Республикой, Таджикской Советской Социалистической Республикой, Армянской Советской Социалистической Республикой, Туркменской Советской Социалистической Республикой, Эстонской Советской Социалистической Республикой – объединилась в Союз Советских Социалистических Республик – единое союзное многонациональное государство.

Исходя из этого, Украинская ССР обеспечивает за Союзом ССР в лице его высших органов государственной власти и управления права, определенные статьей 73 Конституции СССР.

Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, Украинская ССР самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.

Статья 69. Украинская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из состава СССР.

Статья 70. Территория Украинской ССР не может быть изменена без ее согласия. Границы между Украинской ССР и другими союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению, соответствующих республик, которое подлежит утверждению Союзом ССР.

Статья 71. Законы СССР обязательны на территории Украинской ССР.

Статья 72. Ведению Украинской Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:

1) принятие Конституции Украинской ССР, внесение в нее изменений;
2) контроль за соблюдением Конституции Украинской ССР;
3) законодательство Украинской ССР;
4) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
5) установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
6) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Украинской ССР, обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
7) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Украинской ССР, утверждение отчетов об их выполнении;
8) разработка и утверждение государственного бюджета Украинской ССР, утверждение отчета о его исполнении; руководство осуществлением бюджетов областей и городов республиканского подчинения;
9) установление в соответствии с законодательством СССР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Украинской ССР;
10) руководство отраслями народного хозяйства союзно-республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского подчинения;
11) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
12) установление порядка пользования землей, недрами. водами, лесами, охрана окружающей среды;
13) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями в Украинской ССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением, охрана памятников истории и культуры;
14) амнистия и помилование граждан, осужденных судами Украинской ССР;
15) представительство Украинской ССР в международных отношениях;
16) решение других вопросов республиканского значения.

Статья 73. Государственным языком Украинской Советской Социалистической Республики является украинский язык.

Украинская ССР обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни.

Украинская ССР обеспечивает свободное пользование русским языком как языком межнационального общения народов Союза ССР.

В работе государственных, партийных, общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных в местах проживания большинства граждан других национальностей, могут использоваться наряду с государственным и другие национальные языки.

Украинская ССР проявляет государственную заботу о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики.

Порядок применения украинского и других языков в Украинской ССР определяется законом.

Статья 74. Украинская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и других органах Союза ССР.

Украинская ССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР.

По вопросам, относящимся к ее ведению, Украинская ССР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения.

Украинская ССР имеет вступает в отношения с иностранными государствами, заключает с ними договоры и обменивается дипломатическими и консульскими представителями, принимает участие в деятельности международных организаций.

Статья 75. Суверенные права Украинской ССР в соответствии с Конституцией СССР охраняются Союзом ССР.

Глава 8. Административно-территориальное устройство Украинской ССР

Статья 76. Ведению Украинской Советской Социалистической Республики подлежит определение областного, районного деления и решение иных вопросов административно-территориального устройства республики.

Статья 77. В Украинской Советской Социалистической Республике имеются области: Винницкая, Волынская, Ворошиловградская, Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Крымская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая и Черниговская.

Городами республиканского подчинения в Украинской ССР являются Киев и Севастополь.

IV. Советы народных депутатов Украинской ССР и порядок их избрания

Глава 9. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Статья 78. Советы народных депутатов – Верховный Совет Украинской ССР и местные Советы народных депутатов — областные, районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские – составляют единую систему представительных органов государственной власти Украинской ССР.

Статья 79. Срок полномочий Советов народных депутатов – пять лет.

Выборы народных депутатов назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий соответствующих Советов.

Статья 80. Важнейшие вопросы республиканского и местного значения решаются на сессиях Верховного Совета Украинской ССР и местных Советов народных депутатов или ставятся ими на референдумы.

Верховный Совет Украинской ССР и местные Советы народных депутатов избирают председателей Советов. Верховный Совет Украинской ССР, областные, районные городские (за исключением городов районного подчинения), районные в городах Советы народных депутатов формируют свои президиумы. Советы народных депутатов образуют постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы, избирают, назначают или утверждают их руководителей.

Должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд.

Любое должностное лицо может быть досрочно освобождено от занимаемой должности в случае ненадлежащего выполнения им своих служебных обязанностей.

Статья 81. Советы народных депутатов образуют органы народного контроля, сочетающего государственный контроль с общественным контролем трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.

Органы народного контроля в пределах своей компетенции проверяют выполнение требований законодательства, государственных программ и заданий; ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом; координируют работу других контрольных органов; способствуют совершенствованию структуры и работы государственного аппарата.

Статья 82. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.

Статья 83. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед ними, трудовыми коллективами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.

Советы народных депутатов и создаваемые ими органы учитывают общественное мнение, выносят на обсуждение граждан важнейшие вопросы республиканского и местного значения, систематически информируют граждан о своей работе и принятых решениях.

Глава 10. Избирательная система

Статья 84. Выборы народных депутатов проводятся по одномандатным или многомандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 85. Выборы народных депутатов являются всеобщими: право избирать и быть избранными имеют граждане Украинской ССР, достигшие 18 лет.

Гражданин Украинской ССР не может быть одновременно депутатом более чем в двух Советах народных депутатов.

Лица, входящие в состав Совета Министров Украинской ССР, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются.

В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения свободы, а также находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.

Статья 86. Выборы народных депутатов являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 87. Выборы народных депутатов являются прямыми: народные депутаты избираются гражданами непосредственно.

Статья 88. Голосование на выборах народных депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.

Статья 89. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.

Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою.

В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.

Кандидаты в народные депутаты с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов, производятся избирательными комиссиями из единого централизованного фонда, создаваемого за счет государственных средств, средств предприятий, общественных и других организаций с целью обеспечения равных условий для каждого кандидата в народные депутаты.

Статья 90. Подготовка к выборам народных депутатов осуществляется открыто и гласно.

Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.

Гражданам Украинской ССР, трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народных депутаты, а также право агитации за или против кандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Порядок проведения выборов народных депутатов определяется законами СССР и Украинской ССР.

Статья 91. Избиратели дают наказы своим депутатам.

Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.

Глава 11. Народный депутат

Статья 92. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.

Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.

Статья 93. Депутат осуществляют свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

На время сессий Верховного Совета Украинской ССР или местных Советов народных депутатов, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего республиканского или местного бюджета.

Статья 94. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Совета.

Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.

Статья 95. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.

Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР и законодательными актами Украинской ССР.

Статья 96. Депутат обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.

Депутат, не оправдавший доверие избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

V. Высшие органы государственной власти и управления Украинской ССР

Глава 12. Верховный Совет Украинской ССР

Статья 97. Высшим органом, государственной власти Украинской ССР является Верховный Совет Украинской ССР.

Верховный Совет Украинской ССР правомочен правомочен рассматривать и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Украинской ССР.

К исключительному ведению Верховного Совета Украинской ССР относится:

1) принятие Конституции Украинской ССР, внесение в нее изменений;
2) принятие решений по вопросам национально-государственного устройства республики;
3) решение вопросов, связанных с изменением границ Украинской ССР с другими союзными республиками; рассмотрение вопросов об определении государственной границы СССР в случаях, влекущих изменение территории Украинской ССР;
4) участие в определении основных направлений внутренней и внешней политики СССР;
5) формирование основных направлений внутриполитической и внешнеполитической деятельности Украинской ССР;
6) утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического, социального и национально-культурного развития; утверждение государственных планов экономического и социального развития Украинской ССР, государственного бюджета Украинской ССР, осуществления контроля за ходом выполнения плана и бюджета; утверждении отчета об их выполнении; в случае необходимости внесение изменений в план и бюджет;
7) назначение выборов народных депутатов Украинской ССР и утверждение состава Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Украинской ССР, назначение выборов депутатов местных Советов народных депутатов Украинской ССР;
8) избрание Председателя Верховного Совета Украинской ССР, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Украинской ССР;
9) назначение Председателя Совета Министров Украинской ССР, по его представлению утверждение состава Совета Министров Украинской ССР, внесение в него изменений; образование и ликвидация по предложению Совета Министров Украинской ССР министерств Украинской ССР и государственных комитетов Украинской ССР;
10) избрание Комитета народного контроля Украинской ССР, Верховного Суда Украинской ССР, судей областных судов и Киевского городского суда, назначение Главного государственного арбитра Украинской ССР; утверждение коллегии Государственного арбитража Украинской ССР;
11) избрание Комитета конституционного надзора Украинской ССР;
12) регулярное заслушивание отчетов органов, образуемых или избираемых им, а также должностных лиц, им назначаемых или избираемых;
13) осуществление законодательного регулирования отношений собственности, организации управления народным хозяйством, социальным и культурным строительством, научно-технического прогресса, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды, использования природных ресурсов республики;
14) решение вопросов об использовании территории и природных ресурсов республики, обеспечение экологической безопасности; утверждение программ охраны окружающей среды;
15) осуществление законодательного регулирования отношений гражданства Украинской ССР;
16) рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Украинской ССР;
17) рассмотрение вопросов обеспечения равноправия граждан всех национальностей, проживающих на территории Украинской ССР, в сочетании с общими интересами и потребностями многонационального государства;
18) принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума) в Украинской ССР;
19) толкование Конституции Украинской ССР и законов Украинской ССР;
20) определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Украинской ССР; образование и ликвидация областей, районов, районов в городах, установление и изменение границ областей и городов; отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование городов, районов, районов в городах;
21) определение порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления, суда и арбитража, определение общих правовых основ создания и деятельности общественных организаций в Украинской ССР;
22) направление деятельности местных Советов народных депутатов;
23) установление доходов, поступающих на образование государственного бюджета Украинской ССР;
24) решение вопросов об открытии дипломатических представительств, консульств, представительств при международных организациях, торговых представительств Украинской ССР;
25) ратификация и денонсация международных договоров Украинской ССР;
26) осуществление контроля за предоставлением Украинской ССР займов, экономической и другой помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников;
27) установление почетных званий Украинской ССР и основания других государственных наград;
28) издание республиканских актов об амнистии граждан, осужденных судами Украинской ССР;
29) обращение в Комитет конституционного надзора СССР с предложением дать заключение о соответствии Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР, актов Верховного Совета СССР и его палат, а также проектов актов этих органов, о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов других государственных органов, общественных организаций;
30) отмена указов и постановлений Президиума Верховного Совета Украинской ССР, распоряжений Председателя Верховного Совета Украинской ССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Украинской ССР;
31) отмена решений областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их Конституции Украинской ССР и законам Украинской ССР;
32) постановка перед Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом СССР вопроса об отмене законов, принятых ими, других актов Верховного Совета СССР и его палат, если они выходят за пределы компетенции Союза ССР и ущемляют суверенные права республики;
33) приостановление действия актов Совета Министров СССР, министерств и ведомств СССР на территории Украинской ССР в случаях их несоответствия Конституции Украинской ССР и законам Украинской ССР с одновременной постановкой перед Верховным Советом СССР вопроса об отмене этих актов.

Верховный Совет Украинской ССР принимает законы Украинской ССР и постановления.

Законы и постановления, принятые Верховным Советом Украинской ССР не могут противоречить законам СССР, принятым в пределах компетенции Союза ССР.

Статья 98. Верховный Совет Украинской ССР состоит из 450 депутатов, избираемых по избирательным округам с приблизительно равной численностью избирателей.

Статья 99. Верховный Совет Украинской ССР созывается на первую сессию не позже чем через два месяца после выборов

Первое после выборов заседание Верховного Совета Украинской ССР открывает Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Украинской ССР и до избрания Председателя Верховного Совета и его заместителей ведет избранный Верховным Советом президиум. Далее заседание Верховного Совета Украинской ССР ведет Председатель Верховного Совета Украинской ССР и его заместители.

Статья 100. Верховный Совет Украинской ССР по представлению избираемой им мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах – о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Статья 101. Верховный Совет Украинской ССР работает сессионно.

Сессия Верховного Совета Украинской ССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных и иных комиссий Верховного Совета Украинской ССР.

Очередные сессии - весенняя и осенняя - созываются Президиумом Верховного Совета Украинской ССР.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Украинской ССР по его инициативе или по предложению Председателя Верховного Совета Украинской ССР или не менее трети состава Верховного Совета Украинской ССР.

Статья 102. Верховный Совет Украинской ССР сохраняет свои полномочия до избрания нового состава Верховного Совета Украинской ССР.

Статья 103. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Украинской ССР принадлежит народным депутатам Украинской ССР, Президиуму Верховного Совета Украинской ССР, Председателю Верховного Совета Украинской ССР, Комитету конституционного надзора Украинской ССР, Совету Министров Украинской ССР, постоянным комиссиям Верховного Совета Украинской ССР, Комитету народного контроля Украинской ССР, Верховному Суду Украинской ССР, Прокурору Украинской ССР, Главному государственному арбитру Украинской ССР.

Право законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов и Академия наук Украинской ССР.

Статья 104. Проекты законов и другие вопросы, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Украинской ССР, обсуждаются на его заседаниях.

Закон Украинской ССР и постановление Верховного Совета Украинской ССР считаются принятыми, если за них проголосовало большинство народных депутатов Украинской ССР.

Проекты законов и другие важные вопросы государственной жизни республики решением Верховного Совета Украинской ССР могут быть вынесены на народное обсуждение.

Статья 105. Президиум Верховного Совета Украинской ССР является подотчетным Верховному Совету Украинской ССР органом, обеспечивающим организацию работы Верховного Совета Украинской ССР и осуществляющим другие полномочия в пределах, предусмотренных Конституцией Украинской ССР и законами Украинской ССР.

В состав Президиума Верховного Совета Украинской ССР входят по должности: Председатель Верховного Совета Украинской ССР, Первый заместитель Председателя Верховного Совета Украинской ССР, заместитель Председателя Верховного Совета Украинской ССР, председатель Комитета народного контроля Украинской ССР, председатели постоянных комиссий Верховного Совета Украинской ССР.

Президиум Верховного Совета Украинской ССР возглавляет Председатель Верховного Совета Украинской ССР.

Статья 106. Президиум Верховного Совета Украинской ССР:

1) созывает сессии Верховного Совета Украинской ССР;
2) организует подготовку сессий Верховного Совета Украинской ССР;
3) в межсессионный период в случае необходимости издает указы, которыми вносит изменения и дополнения в действующие законодательные акты Украинской ССР, с обязательным представлением их на утверждение очередной сессии Верховного Совета Украинской ССР;
4) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета Украинской ССР;
5) способствует народным депутатам Украинской ССР в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
6) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Украинской ССР;
7) организует подготовку и проведение всенародных голосований (референдумов), а также народных обсуждений проектов законов Украинской ССР и других важных вопросов государственной жизни;
8) проводит наименования и переименования поселков городского типа, сел;
9) награждает государственными наградами Украинской ССР; присваивает почетные звания Украинской ССР;
10) принимает в гражданство Украинской ССР; решает вопрос о предоставлении убежища;
11) осуществляет помилование граждан, осужденных судами Украинской ССР;
12) назначает и отзывает дипломатических представителей Украинской ССР в иностранных государствах и при международных организациях;
13) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
14) рассматривает с Президиумом Верховного Совета СССР вопрос об объявлении на территории Украинской ССР военного или чрезвычайного положения в интересах защиты страны и безопасности граждан;
15) объявляет в случае необходимости чрезвычайное положение в отдельных местностях Украинской ССР в интересах безопасности граждан;
16) объявляет в случае необходимости отдельные местности Украинской ССР зонами экологического бедствия;
17) публикует на украинском и русском языках законы Украинской ССР и другие акты, принятые Верховной Радой Украинской ССР, Президиум Верховного Совета Украинской ССР, Председателем Верховной Рады Украинской ССР, способствует публикации указанных актов на других языках, которыми пользуется большинство населения соответствующих местностей республики.

Президиум Верховного Совета Украинской ССР издает указы и принимает постановления.

Статья 107. Председатель Верховного Совета Украинской ССР является высшим должностным лицом республики и представляет Украинскую Советскую Социалистическую Республику в стране и в международных отношениях.

Председатель Верховного Совета Украинской ССР избирается Верховным Советом Украинской ССР из числа народных депутатов Украинской ССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Верховным Советом Украинской ССР.

Председатель Верховного Совета Украинской ССР подотчётен Верховному Совету Украинской ССР.

Статья 108. Председатель Верховного Совета Украинской ССР:

1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом Украинской ССР, подписывает законы Украинской ССР и другие акты, принятые Верховным Советом Украинской ССР и Президиумом Верховного Совета Украинской ССР;
2) представляет Верховному Совету Украинской ССР доклады о положении республики и о важных вопросах ее внутриполитической и внешнеполитической деятельности;
3) представляет Верховному Совету Украинской ССР кандидатуры на должности первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады Украинской ССР, а также предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора Украинской ССР;
4) представляет Верховному Совету Украинской ССР кандидатуры для назначения или избрания на должности Председателя Совета Министров Украинской ССР, Председателя Комитета народного контроля Украинской ССР, Председателя Верховного Суда Украинской ССР, Главного государственного арбитра Украинской ССР;
5) ведет переговоры и подписывает международные договоры Украинской ССР.

Председатель Верховного Совета Украинской ССР издает распоряжения.

Первый заместитель Председателя Верховного Совета Украинской ССР и заместитель Председателя Верховного Совета Украинской ССР выполняют по поручению Председателя Верховного Совета Украинской ССР отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

Статья 109. Верховный Совет Украинской ССР избирает из числа народных депутатов Украинской ССР постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Украинской ССР, а также для содействия проведению в жизнь законов Украинской ССР и иных решений, принятых Верховным Советом Украинской ССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.

Верховный Совет Украинской ССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.

Статья 110. Законы и другие решения Верховного Совета Украинской ССР принимаются, как правило, после предварительного обсуждения их проектов соответствующими постоянными комиссиями Верховного Совета Украинской ССР.

Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров Украинской ССР, Комитета народного контроля Украинской ССР, Верховного Суда Украинской ССР, а также коллегии Государственного арбитража Украинской ССР производятся при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий Верховного Совета Украинской ССР.

Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Украинской ССР, представлять им необходимые материалы и документы.

Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный ими срок.

Статья 111. Народный депутат Украинской ССР на сессиях Верховного Совета Украинской ССР имеет право обратиться с запросом к Председателю Верховного Совета Украинской ССР, к Совету Министров Украинской ССР, к руководителям других органов, образуемых или избираемых Верховным Советом Украинской ССР, а также к руководителям расположенных на территории Украинской ССР предприятий, учреждений и организаций. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Украинской ССР.

Народные депутаты Украинской ССР освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Украинской ССР, его комиссиях, а также среди населения. Они могут освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на весь период своих полномочий в Верховном Совете Украинской ССР.

Народный депутат Украинской ССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Украинской ССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета Украинской ССР.

Статья 112. Комитет конституционного надзора Украинской ССР избирается Верховным Советом Украинской ССР сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 7 членов Комитета.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Украинской ССР, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету, а также быть народными депутатами Украинской ССР.

Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Украинской ССР, при исполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции СССР и Конституции Украинской ССР.

Комитет конституционного надзора Украинской ССР:

1) по поручению Верховного Совета Украинской ССР или по собственной инициативе подает Верховному Совету Украинской ССР заключения о соответствии Конституции Украинской ССР проектов законов Украинской ССР;
2) осуществляет надзор за соответствием Конституции Украинской ССР и законам Украинской ССР постановлений и распоряжений Совета Министров Украинской ССР;
3) по поручению Верховного Совета Украинской ССР, по предложениям Президиума Верховного Совета Украинской ССР, Председателя Верховного Совета Украинской ССР, постоянных комиссий Верховного Совета Украинской ССР, Совета Министров Украинской ССР или по собственной инициативе дает заключения о соответствии Конституции Украинской ССР и законам Украинской ССР актов местных Советов народных депутатов, других государственных органов и общественных организаций республики.

При выявлении противоречия акта или его отдельных положений Конституции Украинской ССР или законам Украинской ССР Комитет конституционного надзора Украинской ССР направляет органу, который выдал акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает исполнение акта или его отдельных положений, противоречащих Конституции Украинской ССР или закону Украинской ССР.

Комитет конституционного надзора Украинской ССР вправе входить с представлением в Верховный Совет Украинской ССР или Совет Министров Украинской ССР об отмене актов подотчетных им органов или должностных лиц, противоречащих Конституции Украинской ССР или закону Украинской ССР.

Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора Украинской ССР определяются законодательством Союза ССР и Украинской ССР о конституционном надзоре.

Статья 113. Верховный Совет Украинской ССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.

Верховный Совет Украинской ССР образует Комитет народного контроля Украинской ССР, возглавляющий систему органов народного контроля в республике.

Организация и порядок деятельности органов народного контроля определяются Законом о народном контроле в СССР.

Статья 114. Порядок деятельности Верховного Совета Украинской ССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Украинской ССР и другими законами Украинской ССР, издаваемыми на основе Конституции Украинской ССР.

Глава 13. Совет Министров Украинской ССР

Статья 115. Совет Министров Украинской ССР – Правительство Украинской ССР – является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Украинской ССР.

Статья 116. Совет Министров Украинской ССР образуется Верховным Советом Украинской ССР в составе Председателя Совета Министров, первых заместителей и заместителей Председателя, министров Украинской ССР, председателей государственных комитетов Украинской ССР.

По представлению Председателя Совета Министров Украинской ССР Верховный Совет Украинской ССР может включить в состав Правительства Украинской ССР руководителей других органов и организаций Украинской ССР.

Совет Министров Украинской ССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Украинской ССР на его первой сессии.

Статья 117. Совет Министров Украинской ССР ответствен перед Верховным Советом Украинской ССР и ему подотчетен.

Вновь образованный Совет Министров Украинской ССР представляет на рассмотрение Верховного Совета Украинской ССР программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.

Совет Министров Украинской ССР не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Украинской ССР.

Статья 118. Совет Министров Украинской ССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Украинской ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета Украинской ССР и его Президиума, Председателя Верховного Совета Украинской ССР.

В пределах своих полномочий Совет Министров Украинской ССР:

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;
2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Украинской ССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Украинской ССР, государственный бюджет Украинской ССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета республики; представляет Верховному Совету Украинской ССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета Украинской ССР;
3) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие Украинской ССР, экономических районов, областей и городов республиканского подчинения; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения по вопросам, относящимся к ведению Украинской ССР;
4) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
5) принимает меры в пределах, установленных Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;
6) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов;
7) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров Украинской ССР по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;
8) осуществляет, исходя из установленного Союзом ССР порядка, руководство в области отношений Украинской ССР с иностранными государствами и ее участия в деятельности международных организаций.

Статья 119. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Украинской ССР действует Президиум Совета Министров Украинской ССР в составе Председателя Совета Министров, первых заместителей и заместителей Председателя, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Украинской ССР.

Статья 120. Совет Министров Украинской ССР на основе и во исполнение законов СССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и его Президиума, законов Украинской ССР и иных решений Верховного Совета Украинской ССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР издает постановления и распоряжения, организует и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Украинской ССР обязательны к исполнению на всей территории Украинской ССР.

Статья 121. Совет Министров Украинской ССР в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов, акты министерств Украинской ССР, государственных комитетов Украинской ССР, других подведомственных ему органов.

Статья 122. Совет Министров Украинской ССР объединяет и направляет работу союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов Украинской ССР, других подведомственных ему органов.

Союзно-республиканские министерства и государственные комитеты Украинской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Украинской ССР, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству или государственному комитету СССР.

Республиканские министерства и государственные комитеты Украинской ССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Совету Министров Украинской ССР.

Министерства и государственные комитеты Украинской ССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, законов Украинской ССР, иных решений Верховного Совета Украинской ССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, постановлений и распоряжений Совета Министров Украинской ССР, актов соответствующих министерств и государственных комитетов СССР; организуют и проверяют их исполнение.

Статья 123. Компетенция Совета Министров Украинской ССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров с другими государственными органами, а также перечень союзно-республиканских и республиканских министерств и государственных комитетов Украинской ССР определяются на основе этой Конституции Законом о Совете Министров Украинской ССР.

VI. Местные органы государственной власти и управления в Украинской ССР

Глава 14. Местные Советы народных депутатов

Статья 124. Органами государственной власти в областях, районах, городах, районах в городах, поселках и селах Украинской ССР являются областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские Советы народных депутатов.

Статья 125. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по этим вопросам свои предложения.

Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны.

Статья 126. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, благоустройства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.

Статья 127. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР и Украинской ССР.

Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

Статья 128. Работу областных, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов организуют их президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советах - председатели этих Советов.

Сессии областных, районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов созываются их президиумами, а городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов - председателями этих Советов не реже четырех раз в год.

Круг вопросов, разрешаемых исключительно на сессиях, устанавливается законами о местных Советах народных депутатов Украинской ССР.

Статья 129. Местные Советы народных депутатов имеют право отменять акты нижестоящих Советов народных депутатов в случае несоответствия этих актов законодательству.

Статья 130. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов и вышестоящих органов государственной власти, осуществление в пределах своих полномочий контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета.

Назначение и избрание должностных лиц в состав исполнительных комитетов местных Советов, органов народного контроля, а также руководителей отделов и управлений исполнительных комитетов производится при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий Советов народных депутатов.

Все расположенные на территории местного Совета государственные органы, предприятия, учреждения и организации, а также должностные лица обязаны предоставлять постоянным комиссиям Совета необходимые материалы и документы.

Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный ими срок.

Статья 131. Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с трудовыми коллективами и общественными организациями, выносят важнейшие вопросы местного значения на обсуждение граждан и ставят их на референдум, принимают меры к расширению участия граждан в работе Советов и подотчетных им органов.

Глава 15. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

Статья 132. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются исполнительные комитеты, избираемые ими.

Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.

Статья 133. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.

Статья 134. Компетенция исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их деятельности определяются на основе этой Конституции законами о местных Советах народных депутатов Украинской ССР.

Статья 135. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов принимают решения и издают распоряжения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР и Украинской ССР.

Статья 136. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов имеют право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.

Статья 137. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов их исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.

Статья 138. Отделы и управления исполнительных комитетов образуются областными, районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов.

Отделы и управления исполнительных комитетов Советов народных депутатов руководят порученными им отраслями управления и подчиняются в своей деятельности как соответствующему Совету и его исполнительному комитету, так и вышестоящему отраслевому органу государственного управления.

Перечень отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их образования устанавливаются законодательством Союза ССР и Украинской ССР.

VII. Государственный план экономического и социального развития Украинской ССР и государственный бюджет Украинской ССР

Глава 16. Государственный план экономического и социального развития Украинской ССР

Статья 139. Государственный план экономического и социального развития Украинской ССР является составной частью государственного плана экономического и социального развития СССР.

Текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Украинской ССР имеют целью обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории республики в соответствии с основными задачами и направлениями экономического и социального развития СССР.

Статья 140. Государственные планы экономического и социального развития Украинской ССР определяют задачи в области экономики и социально-культурного строительства, содержат целевые комплексные программы, планы развития отраслей народного хозяйства и экономических районов на территории Украинской ССР, включают в себя планы экономического и социального развития областей и городов республиканского подчинения.

Статья 141. Государственный план экономического и социального развития Украинской ССР разрабатывается Советом Министров Украинской ССР, исходя из государственного плана экономического и социального развития СССР, на основании проектов планов министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Украинской ССР, местных Советов народных депутатов.

В государственный план экономического и социального развития Украинской ССР включаются основные показатели планов предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, находящихся на территории Украинской ССР.

Разработка планов экономического и социального развития осуществляется с учетом предложений коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.

Статья 142. Совет Министров Украинской ССР вносит государственный план экономического и социального развития Украинской ССР на рассмотрение Верховного Совета Украинской ССР.

Верховный Совет Украинской ССР по докладу Совета Министров Украинской ССР и заключению Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Украинской ССР обсуждает и утверждает государственный план экономического и социального развития Украинской ССР.

Статья 143. Совет Министров Украинской ССР организует выполнение государственного плана экономического и социального развития Украинской ССР и принимает меры по укреплению плановой дисциплины.

Статья 144. Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Украинской ССР рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Украинской ССР. Общие показатели выполнения планов публикуются для всеобщего сведения.

Глава 17. Государственный бюджет Украинской ССР

Статья 145. Государственный бюджет Украинской ССР является составной частью единого государственного бюджета СССР.

Статья 146. Государственный бюджет Украинской ССР объединяет республиканский бюджет Украинской ССР и местные бюджеты.

Разграничение доходов и расходов государственного бюджета Украинской ССР между республиканским и местными бюджетами определяется Законом Украинской ССР о бюджетных правах Украинской ССР и местных Советов народных депутатов.

Статья 147. Государственный бюджет Украинской ССР разрабатывается Советом Министров Украинской ССР на основе государственных планов экономического и социального развития Союза ССР и Украинской ССР, государственного бюджета СССР и утверждается Верховным Советом Украинской ССР по докладу Совета Министров Украинской ССР и заключению Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Украинской ССР.

Статья 148. Отчет об исполнении государственного бюджета Украинской ССР утверждается Верховным Советом Украинской ССР. Общие показатели исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.

VIII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

Глава 18. Суд и арбитраж

Статья 149. Правосудие в Украинской ССР осуществляется только судом.

Судами Украинской ССР являются Верховный Суд Украинской ССР, областные суды, Киевский городской суд, районные (городские) народные суды.

Организация и порядок деятельности судов Украинской ССР определяются законами Союза ССР и Украинской ССР.

Статья 150. Все суды Украинской ССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.

Народные судьи районных (городских) народных судов избираются соответственно областными, Киевским городским Советами народных депутатов.

Судьи Верховного Суда Украинской ССР, а также областных судов, Киевского городского суда избираются Верховной Радой Украинской ССР.

Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели вышестоящих судов - соответствующими Советами народных депутатов.

Судьи всех судов избираются сроком на десять лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.

Судьи и народные заседатели ответственны перед органами или избирателями, которые их избрали, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Статья 151. Верховный Суд Украинской ССР является высшим судебным органом Украинской ССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов республики.

Верховный Суд Украинской ССР состоит из Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей.

Статья 152. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции – с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

Статья 153. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

Судьям и народным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и Украинской ССР.

Статья 154. Правосудие в Украинской ССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.

Статья 155. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.

Статья 156. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.

Статья 157. Судопроизводство в Украинской ССР ведется на украинском языке или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Статья 158. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Статья 159. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.

Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и Украинской ССР.

Статья 160. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Статья 161. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.

Глава 19. Прокуратура

Статья 162. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Украинской ССР осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором Украинской ССР и нижестоящими прокурорами.

Статья 163. Прокурор Украинской ССР и прокуроры областей назначаются Генеральным прокурором СССР. Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором Украинской ССР и утверждаются Генеральным прокурором СССР.

Статья 164. Срок полномочий Прокурора Украинской ССР и всех нижестоящих прокуроров – пять лет.

Статья 165. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

IX. Герб, флаг, гимн и столица Украинской ССР

Статья 166. Государственный герб Украинской Советской Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота, расположенных на щите в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на ленте: внизу венка – "Українська РСР", на правом витке - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" и на левом – "Пролетарі всіх країн, єднайтеся!". Над щитом между колосьями – пятиконечная звезда.

Статья 167. Государственный флаг Украинской Советской Социалистической Республики представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней – красного цвета, составляющей две трети ширины флага, и нижней – лазурного цвета, составляющей одну треть ширины флага, с изображением в его верхней части, на расстоянии одной трети длины от древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине – 1:2.

Статья 168. Государственный гимн Украинской Советской Социалистической Республики утверждается Президиумом Верховного Совета Украинской ССР.

Статья 169. Столицей Украинской Советской Социалистической Республики является город Киев.

X. Действие конституции Украинской ССР и порядок ее изменения

Статья 171. Все законные и иные акты государственных органов Украинской ССР издаются на основе и в соответствии с Конституцией Украинской ССР.

Статья 172. Изменение Конституции Украинской ССР производится решением Верховного Совета Украинской ССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов Украинской ССР